8 (495) 772-80-14
8 (919) 784-61-90
8 (926) 437-85-26

 

Обзор основных положений Постановления Пленума ВАС РФ № 96 от 25.12.2013г.

25 декабря 2013 года Пленум Высшего Арбитражного суда РФ принял Постановление № 96, в котором были даны разъяснения арбитражным судам о некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

И так, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза таможенная стоимость товаров и сведения о ней должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Судам следует руководствоваться презумпцией достоверности информации.

Таможенным органом могут быть представлены в судебном процессе доказательства недостоверности указанной информации.

Согласно требованиям ст. 162 АПК РФ вышеуказанные доказательства подлежат исследованию в судебном процессе наряду с доказательствами, представленными декларантом.

Признаками недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут являться: значительное отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза, а также сведения изготовителей, официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Необходимо отметить, что таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в отношении товаров при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза. Под продажей следует понимать сделки с возмездным переходом права собственности на соответствующий товар.

Таможенный орган вправе провести дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо неподтвержденными.

Таким образом, таможенный орган имеет право принять решение о проведении дополнительной проверки, уведомив декларанта. Решение должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Судам следует учитывать, что перечень признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров не является исчерпывающим.

В соответствии с ТК ТС таможенный орган для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, установив срок для их представления. На декларанта возлагается обязанность представить таможенным органам дополнительные документы и сведения, или в письменной форме объяснить причину, по которой они не могут быть представлены.

Если у декларанта имелись препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения были даны таможенному органу, то непредставление декларантом дополнительных документов (сведений) в таможенный орган не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара.

Ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята судами во внимание как обоснование неприменения метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.

В случае представления дополнительных доказательств по ходатайству лица, участвующего в деле, суд вправе объявить перерыв в судебном заседании или отложить судебное разбирательство для того, чтобы другая сторона могла ознакомиться с дополнительными доказательствами и представить в суд опровергающие доказательства.

Таким образом, другая сторона вправе ходатайствовать в суде об истребовании судом у третьих лиц доказательств, опровергающих дополнительные доказательства, обосновав причину невозможности самостоятельного их получения.

Нельзя не отметить, что судебные расходы вне зависимости от результатов рассмотрения дела могут быть как полностью, так и в части отнесены на ту сторону, которая представила в суд доказательства, не раскрытые в ходе стадии таможенного контроля при отсутствии объективных препятствий к их своевременному представлению.

Таким образом, данное Постановление Пленума ВАС РФ носит уточняющий и разъясняющий характер, оно будет способствовать устранению коллизионных ситуаций в правоприменительной практике в сфере таможенных правоотношений.



______________________________

© 2012-2018 "Династия Юристов"